Урок №12

 

 

Коррекция с помощью техники “Вопрос — ответ”

Вы же ещё не забыли для чего психологи используют метафорические карты? Для диагностики и коррекции. До сих пор была одна диагностика, мы учились извлекать из клиента искренний рассказ о себе, о своей проблеме, о причинах проблемы, о чём угодно. Техника “Вопрос — ответ” позволяет нам перейти к коррекции.

Но прежде, чем мы начнём, нам придётся затронуть вопрос сопротивления.

Сопротивление психотерапии

Чтобы понять, что такое сопротивление, предлагаю вам посмотреть консультацию психолога Ирины Лебедь. Тут 45 минут видео, но они того стоят, вы многое потеряете, если пропустите этот шаг:

 

 

Как думаете, после этой беседы с клиентом произойдут изменения к лучшему? Видите тут инсайты?

Я думаю, что нет. Клиент ни разу не согласился с психологом за время разговора. Ни разу он не достиг нового понимания ни по одному из озвученных вопросов. До последнего они препираются и перебивают друг друга:

Психолог: “Я думаю это так”.

Клиент: “Нет, вот так”.

Психолог: “Услышьте меня, я права”.

Клиент: “Я не согласен. Всё совсем иначе”.

Когда такое происходит, мы говорим о сопротивлении. Клиент сопротивляется, противится попыткам осуществить коррекцию.

И так происходит постоянно. Все клиенты сопротивляются. Это основная проблема в нашей профессии.

Ирина от этого сопротивления фрустрировалась, перебивала, давила, отрицала и обесценивала. В отдельные моменты сессия напоминает спор, склоку. Клиент-подросток, жизнь которого и без того наполнена конфликтами и непониманием, пережил ещё один эпизод непринятия. Он, как говорится, сопротивлялся до последнего. И ушёл непобеждённый.

Понятно что психолог умный, понятно, что он лучше знает, но ведь его задача заключается в решении проблемы клиента. Решена ли здесь проблема, корекция произошла?

Однозначно нет.

Можно сказать, что клиент сам виноват, он сопротивлялся. Но на сегодняшний день такой подход считается тупиковым, потому что сопротивляются все. Сегодня психолог должен уметь работать с сопротивлением, добиваясь позитивных изменений от клиента.

Если вы психолог, мало того, что вы всё понимаете и знаете как правильно. Грош вам цена, как специалисту, если вы не умеете передать своё понимание клиенту. Чаще всего люди думают, что подобная передача происходит путём разговора, но на практике, давайте будем откровенны, часто ли вам удавалось вот так в беседе убедить в своей точке зрения изначально несогласного с вами человека?

Если в вашей модели мира лифт находится слева от двери, а в модели мира клиента справа, вы будете спорить до потери пульса, но модель лестничной площадки в психике клиента не изменится.

Если это и происходит, то довольно редко. Метод говорения крайне неэффективен. При говорении сопротивление максимально.

И тут нам на помощь приходят метафорические карты.

Преодоление сопротивления с помощью метафорических карт

Представьте, что к Ирине на приём попала обессиленная от работы женщина, которая довела себя до неврастении и теперь по поводу и без срывается на своих близких, отчего дети начали её избегать, а муж того и гляди уйдёт к другой. Решение ситуации совершенно очевидное — ей бы надо притормозить с работой, больше отдыхать, радоваться жизни…

Вы что в самом деле думаете, что она сама этого не понимает? Что ей этого никто не говорил ещё?

Да она уже собаку съела “сопротивляясь” этому предложению, которое наверняка слышала десятки раз, и может книгу писать “Спасибо, кэп, или 101 способ доказать, что работать надо на износ”.

Говорить ей напрямую про необходимость снизить обороты бесполезно. Нужно чтоб мысль об отдыхе сама родилась в её голове, стала инсайтом.

Вы раскладываете с ней мандалу, рассказывающую её проблему. Глядя на мандалу, она обретает понимание, что проблема реальна, надо что-то срочно делать. И вот теперь, когда вы её замотивировали, вы формулируете новый запрос: “Что делать чтобы улучшить ситуацию?” для техники “Вопрос — ответ”. Она берёт метафорическую карту, и я вас уверяю, какая бы из них ей не досталась, она везде увидит одно и то же:

“Мне надо взять отпуск, съездить на природу, в какое-нибудь спокойное место, отдохнуть, возможно сменить работу на что-то более спокойное, как у этого пастуха”.

“Я всегда была вот таким солдатом, впереди всех со знаменем. Но сейчас я чувствую, что устала. Сейчас я хочу куда-нибудь туда, к зрителям, купить сахарной ваты и смотреть на всё со стороны, может быть обернуться к парку, который вот там на заднем плане, за толпой, погулять там, перевести дух”.

“Тут так спокойно. Это библиотека, наверно. Я давно себя так не чувствовала, книги перестала читать. Не хватает времени. Это неправильно. Хочу снова начать это делать. Надо притормозить, отдохнуть, чтобы снова это почувствовать”.

И так будет с любой метафорической  картой. Какую бы она ни достала — она везде увидит вариант связанный с отдыхом и успокоением.

Появление этой мысли будет сопровождаться ох-реакцией. Никакого сопротивления не будет — не будешь же самому себе сопротивляться(хотя, конечно, и такое бывает, но про это позже).

Профит! Человек уходит от вас с полным осознанием решения своей проблемы(инсайт) и с позитивным внутренним состоянием.

Конечно, не всегда клиент будет видеть в карте-ответе такое решение, которое предполагали вы. Этого и не нужно. Не превращайтесь в Ирину Лебедь.

Вы не должны подталкивать клиента к тому, что считаете правильным, что-то навязывать ему. Вы — другое существо, у него всё может быть совсем иначе. Клиент вполне может увидеть на картах решение, о котором вы и не предполагали, но это решение порождено его психикой и оно действительно ведёт его к облегчению страдания. Например, глядя на метафорические карты из примера выше, та же клиентка может выдать совсем другие решения:

“Мне надо расстаться с мужем и снять со своей шеи детей, выпустить их на свободу как этот пастух своих овец. Дети уже совершеннолетние, им пора взяться за ум. С мужем мы родные люди, но наше общение уже давно похоже на отношения сестры и брата. Я в последнее время раздражена, да и он недоволен. Отпустив их я смогу заняться любимым делом, сосредоточиться и больше не буду такой дёрганой”.

“Муж всегда был ведомый. Я впереди со знаменем, а он там где-то позади телепается. Надоело пробивать ему дорогу. Если не захочет стать рядом, как эти солдаты, то и пусть идёт своей дорогой. Я устала тащить знамя за нас обоих”.

“В этом году мои близнецы заканчивают институт. Мне уже не надо будет так им помогать. Потерплю до выпуска и попрошу их съехать — слишком нервная обстановка с ними. Они выросли, им пора начинать свою жизнь. И мне пора немного для себя пожить. У меня ведь очень интересная работа, предложения о сотрудничестве идут со всей Европы. Я никуда не езжу, а пора бы уже начать”.

Имеет право клиентка на такое истолкование карт? Конечно да. Психолог с метафорическими картами не должен навязывать своего видения, свой материал. Решение должно самозародиться в психике клиента.

И, что важно — это будет его собственная мысль, порождённая его природой, находящаяся в полном согласии с его существом, а значит никакого сопротивления не возникнет.

Решение, появившееся таким образом не вызывает сопротивления. Оно уже принято клиентом, потому что он сам высказал его. Вам не нужно его убеждать, спорить, бороться с ним. Фактически, роль психолога при работе с метафорическими картами пассивна — он не учит, не советует, он просто присутствует рядом с клиентом, помогая ему установить диалог с собственной психикой и в этом диалоге найти лучшее решение для возникшей проблемы.

При такой работе сопротивление в принципе не появляется.

Решения проблем самозарождаются в сознании клиента как его собственные идеи. Эти идеи сопровождаются ох-реакцией и чувством инсайта. Дальше нужно будет превратить это решение в намерение, проработать этапы его внедрения, найти обстоятельства, которые могут помешать, помочь — всё это дело техники. Главное сделано — найдено решение, абсолютно устраивающее клиента.

Согласитесь, это очень сильно отличается от того, что нам показала Ирина Лебедь. Если вы поищете в интернете видео сессий с ассоциативными картами, вы не найдёте ничего похожего, никаких споров, конфликтов, попыток давить. Каждый раз клиент и терапевт будто присутствуют при увлекательной беседе клиента с кем-то ещё вроде Бога, Судьбы, самих карт(мы уже знаем, что этот собеседник — более информированная и мудрая версия самого клиента). И обоим эта беседа ужасно интересна и полезна.

Вуаля! Извечный противник психолога — сопротивление, побеждено.

Теперь используем технику “Вопрос — ответ” для коррекции моей проблемы из 3 урока, про плохое самочувствие из-за расставания с девушкой-змеёй.

Коррекция с помощью техники “Вопрос — ответ” вслепую

Цель техники: коррекция проблем клиента, внесение ясности в его ситуацию и изменение внутреннего состояния в контексте проблемы на более позитивное.

Порядок выполненияпопросите клиента сосредоточиться на метафорической карте, описывающей один из аспектов проблемы, для которого он хотел бы понять что ему делать. После этого просите его взять вслепую карту, на которой он увидит решение этой ситуации. Решение озвучивается вслух, а карта-решение накрывает карту-проблему. И так для всех карт, описывающих проблему.

Пример выполнения техники: представим, что я пришёл к вам на приём. Только что мы познакомились с помощью техники “Искренний разговор о себе”. В процессе я интуитивно понял как работать с метафорическими картами. Затем я рассказал вам о своей проблеме сперва своими словами, а потом с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”. Диагностика произошла, вы понимаете, что у меня депрессия и дисфория вследствии невроза горя после разрыва привязанности с любимой женщиной. Злость на неё. Теперь пришло время коррекции. На столе всё ещё лежат метафорические карты, с помощью которых я рассказывал о своей проблеме:

Если вы забыли(а вы забыли), что означала каждая карта, лучше прочтите это в 3 уроке.

Вы сочувственно вздыхаете, киваете на карты: “Хотели бы что-то сделать с этим всем?”

Я: “Да, конечно, за этим и пришёл. Эта ситуация держит меня в депрессии уже второй месяц. Хотелось бы уже что-то сделать, чтобы стало лучше”.

Вы: “Хорошо. Посмотрите на первую карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.

Я извлекаю карту вслепую:

Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”

Я: “Думаю, надо отпустить её, как этот пастух овец. Мы слишком разные. Я бобёр, она — змея. Нам не быть вместе. Я её понимаю, почему она не хочет чтобы я общался с ребёнком. Наверняка рассчитывает найти мужчину, который станет ему отцом и будет подходить ей больше, чем я. Все мечтают о счастливой семье, а про меня она уже твёрдо решила, что я не ёё человек. Да и я сам это понимаю. Её следует отпустить, смириться с тем, что мы разошлись и больше ничего не будет. Лучше даже переключиться на другую женщину”.

Вы: “Хорошо. Посмотрите на вторую карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.

Я извлекаю метафорическую карту:

Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”

Я: “Я точно заболею, если пробуду в депрессии ещё пару месяцев. Пару раз я уже не мог встать утром с постели. Мне нужно перестать думать о ней и её беременности — перестать лезть на её страницу в вк, не ходить к её дому, не писать тексты на эту тему, меньше самоедства, анализа что я неправильно делал, не думать о ребёнке. Больше заниматься чем-то приятным, что переносит меня ближе к радуге. И тогда, я думаю, меня попустит через какое-то время”.

Вы: “Посмотрите на третью карту. Сейчас вы достанете другую карту, на которой увидите решение для этой ситуации. Тяните.

Я извлекаю метафорическую карту:

Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”

Я: “Ну прежде всего мне нужно извлечь урок из этой ситуации. Я ведь с самого начала видел, что у нас разные ценности и интересы, что у неё неуверенный тип привязанности, проблемы с отцом, что она ненавидит всех своих бывших. Я вообще кретин, что с ней связался, что ребёнка зачал до того, как мы проверили друг друга. Нужно извлечь урок и наконец-то правильно выбрать женщину для следующих отношений”.

Вы: “Посмотрите на четвёртую карту. Тяните карту-решение для этой ситуации”.

Я извлекаю метафорическую карту:

Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”

Я: “Вот эта роль спасателя она всё время цепляет меня на крючок. Видимо, я вот такого заботливого типа мужчина — во всех отношениях я был спасателем. Последнюю зазнобу свою я встретил когда она была в депрессии. Я видел, что мы катастрофически разные, но я думал, что вот — спасу её и она из благодарности изменится. Дибил. Надо это прочувствовать, чтоб эта фигня больше не вовлекала меня в отношения с женщинами, нуждающимися в спасении. Повод для сближения должен быть совсем другой, не жалость, а именно схожесть интересов, ценностей, желаний, взаимная привлекательность”.

Вы: “Посмотрите на пятую карту. Тяните карту-решение для этой ситуации”.

Я извлекаю метафорическую карту:

Вы: “Какое решение приходит вам на ум, когда вы смотрите на неё?”

Я: “Она очень грубо поступила со мной. Когда я звонил ей в последний раз, она сказала, что у неё уже было двое мужчин. Это спустя полтора месяцев как закончились наши отношения. Она такая, что почти наверняка не врёт. Беременная занимается сексом. У меня волосы дыбом встают при мысли об этом. Иногда в гневе я начинаю фантазировать о мести. Если позволить этому продолжаться, я, боюсь, можно перейти к делу. Если ситуация дойдёт до ненависти, я полностью лишусь эмпатии к ней. Умом я понимаю, что лучше до такого не доводить. Первая карта о том чтобы отпустить очень верная — её я отпускаю. Но там ведь мой ребёнок… Нужно удерживать себя от мыслей об этом. Как эта рука. Не накручивать. Удержать уже появившуюся, набравшую силу эмоцию очень сложно. Проще остановить мысль, которая её вызывает. Этим мне и нужно заняться. Не начать её ненавидеть. Эта карта про это”.

Новые карты ложатся поверх старых и к концу выполнения техники мы имеет такую конфигурацию, лежащую поверх предыдущей:

Как правило уже на этом этапе внутреннее состояние клиента меняется, нарастает понимание что делать дальше. Проблема уже не кажется ему безнадёжной.

Заметьте, психолог ничего не говорит, не советует — всю работу клиент делает сам.

И это прекрасно.

Тоже самое можно сделать в технике Мандала. Там целых девять метафорических карт, а значит будет обсуждено и найдено оптимальное решение для 9 аспектов проблемы клиента. Как правило, к тому моменту, когда вы накрываете 9-ую карту в мандале картой-решением, внутреннее состояние клиента уже кардинально изменилось к лучшему. Теперь он видит свет в конце тоннеля, знает что делать дальше и благодарен вам за помощь. Проблема даже если не решилась, то всяко перестала быть такой безнадёжной и угнетающей, как до того.

Упражнение на отработку техники “Вопрос — ответ”

А теперь вы сами. В том упражнении из 3 урока вы рассказывали о своей проблеме с помощью этих метафорических карт:

Вы помните значения каждой метафорической карты в том рассказе? Если нет, снова выберите проблему и расскажите о ней, извлекая из себя рассказ с помощью этих карт.

Сделали?

А теперь посмотрите на первую метафорическую карту. Сейчас я наугад извлеку для вас другую карту, на которой вы увидите решение для этой ситуации:

Какое это решение?

Ваш ответ: …

А теперь посмотрите на вторую метафорическую карту. Вот карта с решением для этой ситуации:

Какое это решение?

Ваш ответ: …

Посмотрите на третью метафорическую карту. Вот случайная карта с решением для этой ситуации:

Какое это решение?

Ваш ответ: …

Посмотрите на четвёртую метафорическую карту. Сейчас я наугад извлеку для вас другую карту, на которой вы увидите решение для этой ситуации:

Какое это решение?

Ваш ответ: …

И наконец карта-решение для пятой ситуации. Посмотрите на карту с ней выше. Теперь на карту-решение:

Какое это решение?

Ваш ответ: …

Получилось? Чувствуете как изменилось ваше отношение к проблеме? Коррекция произошла? Стало больше ясности?

Вот так это и работает

Не забудьте сфотографировать получившуюся комбинацию метафорических карт чтобы не забыть найденные решения.

Если нет, значит вы сопротивляетесь. Услышьте меня и прекратите это делать)).

Теперь проделаем всё тоже самое в открытую.

Да, да. “Вопрос-ответ” тоже можно проделать и вслепую и в открытую.

Коррекция с помощью техники “Вопрос-ответ” в открытую

Цель техники: коррекция проблем клиента, внесение ясности в его ситуацию и изменение внутреннего состояния в контексте проблемы на более позитивное.

Порядок выполненияпосле того, как клиент описал свою проблему, выбрав соответствующие метафорические карты, мы предлагаем ему последовательно сосредоточиться на поиске решения для каждого из обозначенных акцента проблемы и найти в колоде в открытую карту, которая будет показывать такое решение. Фактически, клиент формулирует запрос: “Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы всё улучшить?” и начинает перебирать колоду. Карты-решения кладутся поверх карт-проблем, пока не найдутся решения для всех проблемных ситуаций. В этот момент внутреннее состояние клиента в контексте прорабатываемой проблемы уже значительно отличается от того, что было раньше. Как правило, клиент ощущает ясность и готовность изменить свою ситуацию к лучшему. Попросите его сфотографировать карты-решения, чтобы не забыть что делать дальше.

Пример выполнения техники: вспомним пример из 4 урока, в котором я рассказывал о своей проблеме с хастлом. Проблемных карт там было всего шесть. Давайте расположим их в виде мандалы вокруг центральной карты, метафорически символизирующей то, как я чувствую себя в хастле на данный момент(карта с бомжом). Вот, что у нас получится:

Психотерапевт: “Вот такая мандала у нас получилась. В центре, карта, которая обозначает то, как вы чувствуете себя в хастле сейчас. Причины такого положения: 1)проблема с музыкальностью, не слышите ритм; 2)общий недостаток энергии для занятий, депрессия; 3)стыд показать, что недостаточно хорошо танцуете, страх осуждения из-за которого вы не ходите на дискотеки; 4)мало времени, которое поглощает работа и 5)необходимость тратить на занятия деньги. Хотели бы с этим что-то сделать?”

Я: “Конечно хочу”.

Психотерапевт: “Хорошо. Возьмите колоду и выберите в ней карту, которая будет показывать, как решить вашу проблему с музыкальностью”.

Я прямо сейчас беру колоду и перебираю карты, думая о своей проблеме с восприятием ритма. Вот, что я выбираю:

Психотерапевт: “Какое решение вы здесь видите?”

Я: “Лопату я здесь вижу. Это метафора того, что работать надо, банально больше впахивать, больше танцевать, стараться удерживать своё внимание на музыке. Потом больше слушать песен, отстукивая такты, больше видео смотреть с танцами. Вначале с ритмом у меня ведь вообще была труба. Сейчас гораздо лучше, потому что я каждый день в метро слушал и тихонечько отбивал ритм песен. Это совершенствуемый навык. Его вполне реально натренировать до нужного состояния”.

Психотерапевт: “Хорошо. Кладите эту карту поверх карты-проблемы. А что мы можем сделать с недостатком времени? Выберите карту с решением”.

 Я выбираю метафорическую карту:

Психотерапевт: “Какое решение вы здесь видите?”

 Я: “На самом деле я так много работаю, потому что ленюсь. Всё время, вне консультаций, отвлекаюсь на вконтактик, смотрю ленту, проверяю почту, захожу на страницу бывшей, смотрю ролики, читаю всякий мусор. Мне нужно удержаться от этого всего, от прокрастинаторства, стать дисциплинированнее. Продуктивность моя увеличится и мне уже не надо будет так много времени тратить на работу. Банально самоорганизоваться. Ещё надо бы делегировать часть своих полномочий другим людям. И время появится. думаю, танцы стоящий приз, ради этого можно взять себя в руки”.

Психотерапевт: “Хорошо, а как быть с недостатком времени? Выберите карту”.

Я выбираю:

Психотерапевт: “И какое здесь решение?”

Я: “Да никакого. Мне нравится то, как я себя чувствую на занятиях. Наверно, я также чувствовал бы себя плавая где-нибудь с аквалангом. Это стоит своих денег. Можно полугодовой абонемент взять — так и вообще недорого выйдет”.

Психотерапевт: “А как поступите со стыдом, с этим дискомфортом, из-за которого не ходите на дискотеки, мало практикуете?”

Достаю метафорическую карту:

Я: “Просто надо заставить себя, а потом станет легко и свободно как этой чайке. Так ведь всегда и бывает. Сперва страшно, потом привыкаешь”.

Психотерапевт: “И где же вы возьмёте энергию чтобы всё это сделать? ”

Я ищу метафорическую карту:

Я: “Для этой проблемы трудно подобрать одну карту. Очень много надо сделать — организовать работу по-другому, больше развлекаться, найти нормальную подругу, перестать думать о прошлых отношениях, правильно питаться, больше спорта, удовольствий. как-то надо легче начать жизнь. Надо общую такую ревизию жизни провести. Что-то я не так делаю, раз я так трудно живу. Нужно стать осознаннее и подобрать к этой жизни ключи. Очень много надо сделать, но я готов”.

Психотерапевт: “И если вы всё это сделаете, вы сможете достичь этого состояния как на карте с танцующими?”

Я: “Да”.

Психотерапевт: “Тогда заменим этого бомжа на карту танцующих. Как себя сейчас чувствуете?”

Я: “Хорошо”.

Вот, что у нас получилось в итоге:

Вмешательство произошло успешно. Хоть это я сам в себя вмешивался, а всё равно моё состояние изменилось. Метафорические карты работают даже если вы выполняете техники для самого себя.

Как видите, в этом виде “Вопрос-ответ” тоже прекрасно работает. Конечно, в случае выбора карт в открытую не будет такого ох-эффекта, не будет ощущения происходящей магии от того, что карты каким-то образом тебе отвечают, но в конечном счёте ведь для психотерапии важны не эти броские эффекты, а изменение отношения клиента к его проблемной ситуации. А это изменение наступает вне зависимости от того, сам ли он выбрал карту-ответ(в открытую) или думает, что ему её как знак Бог подбросил(вслепую).

Так вслепую или в открытую

Вам конечно же снова интересно, как лучше — вслепую или в открытую.

И снова правильный ответ — и так и так.

Идеально задействовать ох-эффект. Решения, сопровождаемые ох-реакцией производят неизгладимое впечатление. Тем больше вероятность, что клиент станет их придерживаться. В этом случае нужно работать вслепую.

Если почему-то клиент не понимает как связать его проблему с картой-решением, извлечённой вслепую, дайте ему ещё одну метафорическую карту как подсказку. Если и тут клиента не осеняет, пусть ищет решение в открытую.

Домашнее задание

Выполните диагностику и коррекцию какой-нибудь собственной проблемы. Сгодится любая. В том числе из предыдущих домашних заданий.

Затем повышаем сложность — проделайте тоже самое с 5-тью проблемами других людей в качестве клиентов. Желательно разных чтобы не привыкать к одному человеку. Коррекцию хотя бы одной проблемы проведите, работая с причинами проблемы, а не с аспектами.

Резюме урока

Техника “Вопрос — ответ” предназначена для коррекции проблем клиента.

Благодаря тому, что ответ “рождается” в сознании самого клиента в полном согласии с его его конкретным случаем и природой, удаётся обойти сопротивление, которое является главной проблемой психологов при проведении коррекции.

Как правило коррекция проводится с помощью тех метафорических карт, которыми клиент рассказывал о своей проблеме или о причинах проблемы. Карты-решения накрывают карты-аспекты-причины проблемы, пока не будет получен новый расклад, при взгляде на который клиент станет чувствовать облегчение.

Карты решения можно извлекать как вслепую(более эффективно из-за ох-реакции), так и в открытую(эффективно, если у вас какая-то специальная колода с решениями).