Практика "Определение своей роли"
В каждом человеке так или иначе присутствует несколько субличностей. И нет, это не признак шизофрении или биполярного расстройства.
Это нормально. Далее речь пойдет о системе “Родитель-Взрослый-Ребенок”, её еще называют сокращенно РВД (Ребенок – Дитя, чтоб не запутаться в буквах “р”).
Структура личности в концепции трансактного анализа Э.Берна характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребенок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Итак, повторюсь, у каждого из нас присутствует любое из трех эго-состояний – Родитель, Взрослый или Ребенок (Дитя). В разные моменты времени и в разном контексте событий мы переключаемся между этими состояниями. Осознанно или (чаще всего) неосознанно. Разберем подробнее, в чем же они заключаются.
Родитель
Родитель – это информация, которую мы в детстве получили от своих родителей или других авторитетных лиц (учителей, бабушек-дедушек, старших братьев-сестер). Это те правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Собственно, если характеризовать одним словом это состояние, то весьма подходят такие слова как “надо”, “должно”. Это все те социальные долженствования, которые довлеют над нами. Вообще для Родителя характерны директивные высказывания типа: “Можно”; “Должно”; “Ни за что”; “Итак, запомни”; “Какой вздор” и так далее. “Родитель” – это преподанная концепция жизни.
Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п.
Существует два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: “Делай как я!” и косвенное, которое реализуется под девизом: “Делай не как я делаю, а как я велю делать!”.
Есть два типа Родителя.
- Заботливый Родитель, действующий через опеку, советы, поддержку. Его стиль поведения характеризуется тем, что он утешает, исправляет, помогает – “Это мы сделаем” “Не бойся” “Мы все тебе поможем”, “Бедняжка, дай помогу”, “Научись у меня”, “Милый мой” или “Делай как я”.
- Контролирующий Родитель. Для него характерно контролирующее поведение через запреты, санкции за невыполнение правил или норм. Контролирующий Родитель грозит, критикует, приказывает. Очень директивная позиция, для которой характерны фразы “Так неправильно делать”, “Это полная чушь”, “Если не сделаешь, то…”, “Есть только два мнения – мое и неправильное”, “Делай как я сказал, иначе…”, “итак, запомни”, “Прекрати это”, “Ни за что на свете”, “Я бы на твоём месте” и так далее.
В тех условиях, когда “родительское” состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.
Если состояние Родителя преобладает, человек становится узником правил, эмоционально зажатым, неспособным получать удовольствие и удовлетворение от содеянного.
Взрослое “Я-состояние” – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь Взрослого построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием Взрослого является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение. Взрослый – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Он анализирует информацию, записанную в Родителе и Ребенке, и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить.
По сути, Взрослый – это некий баланс между Родителем и Ребенком. Это тот фильтр, который отбирает из этих двух состояний самое лучшее и нужное здесь и сейчас.
Если Взрослое состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между двумя огнями – поведением Ребенка и Родителя.
Ребенок – эмотивное начало в человеке. По сути , это некая власть эмоций, развлечений, хулиганства, непосредственности, открытого проявления чувств. Это наш внутренний шалун, тот самый Карлсон, который никак не хотел жить в квартире, а жил на крыше. Для этого эго-состояния хорошо подходит слово “хочу” и Я-позиционирование в речи. Ребенок – концепция жизни через чувства.
Ребенок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
Состояние “ребенка” проявляется в трех видах:
- Естественный Ребенок (Спонтанный Ребенок) – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Это некое естественное, импульсивное и эгоцентричное поведение. При этом Естественный Ребенок капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
- Адаптированный Ребенок (Приспосабливающийся Ребенок) – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. В каком-то смысле это беспомощное, боязливое, уступчивое поведение. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Из такого эго-состояния человек очень часто оглядывается на других, значимых и авторитетных людей “А что скажут другие?”, “Я бы сделал это, но боюсь, что меня накажут”, “А вот N говорит, что так делать неправильно”.
- Бунтующий Ребенок. Кто-то относит это состояние к разновидности адаптированного. Основная задача Бунтующего Ребенка – бунтовать! Против кого? Против родителей конечно же. Под родителями можно понимать как буквально родителей, так и любых значимых лиц или тех людей, которых человек считает в чем-то выше себя. Это постоянная проверка чужих границ, это некая игра и наблюдение, на сколько можно сдвинуть чужие границы. Поведение протестующее, бросающее вызов , подкрепленное фразами “Я это делать не буду!” “Вы этого сделать не сможете”, “Я специально сделаю не так, как ты хочешь!”, “Попробуй, накажи меня”, “Я не хочу!”. Вспомните мультфильм с Нехочухой в главной роли. Вот примерно так ведет себя Бунтующий Ребенок.
Если эго-состояние Ребенка по каким-то причинам заблокировано, то человек игнорирует свои (!) желания, эмоции. Отказывается от всех внутренних “хотелок” в угоду сомнительному ровному состоянию.
Если состояния “Ребенка” очень много, то человека начинает, как говорится, заносить на поворотах, он становится неуступчивым, эгоцентричным или чрезмерно ведомым.
Состояния Родитель, Взрослый или Ребенок – это ни плохо, ни хорошо. В каких-то ситуациях разумнее побыть в одном состоянии, в каких-то лучше переключиться в другое эго-состояние.
Задание:
Понаблюдайте за собой в течении недели и определить сколько времени вы находитесь в каждой из перечисленных ролей: Родитель, Взрослый и Ребенок. Подумайте, какую роль Вам стоит развить в себе? Что нужно для этого сделать?
Рекомендуется записывать свои наблюдения в блокнот в течение недели.