Практика "Кто я?"
Цель: способствовать самоанализу , развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
Материал: лист бумаги и ручка.
Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?».
Предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали:
- В 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову.
- Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой).
- В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из близких.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
- повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
- о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
- насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
- отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
- совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об этом человеке;
- из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.п.